ЛЕГЕНДА О КАИНЕ И АВЕЛЕ


Этот миф, который со времен Байрона стал излюбленной темой для поэтической обработки личности сатаны, выде­ляется своей цельностью; отдельные частности, сообщаемые им, не иностранного происхождения, но, очевидно, возник­ли в недрах семитической нации или, по крайней мере, какого-нибудь пастушеского народа, враждебно относяще­гося к оседлой жизни и земледелию.

Диодор Сицилийский сообщает, что в его время у племен набатейских семитов было запрещено под страхом смерти сеять пшеницу, сажать деревья и строить дома. Евреи в из­вестную эпоху своей истории должны были питать сильную ненависть к земледелию, которое делает невозможной ко­чевую жизнь и заставляет держать стада вдали от возделан­ной земли. Всякая культура земли означает для пастуше­ского народа ограничение права на пастбище; это право для него является первым и самым важным из всех прав.


Книга Бытия рассказывает нам, что Авраам и Лот должны были расстаться ввиду того, что их пастухи постоянно ссорились из-за лугов и источников; по той же причине должны были разойтись Исав и Яков (гл. XIII и гл. XXXVI). Еще более частыми должны были стать споры и столкнове­ния между пастухами и земледельцами, так как последние считали своим несомненным правом препятствовать стадам подходить к их обработанным! полям. Вероятно, в одной из таких драк земледелец Каин убил пастуха Авеля, скот ко­торого сломал его изгороди и стравил семена.


«Калевала», эпическая поэма финского народа, рассказы­вает об одном братоубийстве, описание которого по его коовавой дикости, быть может, указывает нам на то, о чем умалчивает книга Бытия.

«Горная овца Унтамо объела овес, посеянный Калево; дикая собака Калево разорвала овцу Унтамо. Унтамо про­гневался и пригрозил Калево, своему родному брату, смер­тью. Он поклялся разрушить дом, умертвить в нем взрослых и малых, уничтожить всех жителей и сжечь его дотла. И он вооружил своих людей: сильным дал мечи, слабым и де­тям дал он пики и отправился на кровавый бой, на войну на жизнь и на смерть против сына своей матери… Они при­были на место… Они изрубили в куски людей Калево, пере­били сильное поколение, сожгли жилище и сравняли его с бесплодной землей. Единстве’нная женщина избегла смерти, женщина, носившая в своем чреве ребенка»



Бог пастушеского народа, разумеется, не преминет засту­питься за пастухов против земледельцев, и Ягве поступает соответственно этому. «И призрел господь на Авеля и на жертву его; а на Каина и на жертву его не призрел» (гл. IV, 4 и 5).


Убийство Авеля должно быть отмщено. Но кровавая месть, — первое, возникающее в человеческом мозгу неяс­ное понятие о справедливом возмездии, — не может со всей строгостью проводиться в жизнь, когда дело идет о членах одной и той же семьи, одного и того же племени. Причина этого отступления от простой и неумолимой логики дикаря и варвара очень проста; все члены клана ведут свое проис­хождение от общего племени-матери, одна и та же кровь течет в жилах каждого, проливать эту кровь в их глазах — самый великий грех, какой только можно совершить. Ди­карь может убить в минуту безумного гнева члена своей семьи, но он никогда не решится обдуманно запятнать себя кровью своего клана, даже если бы она была пролита в от­мщение за смерть родственника. Изгнание — единственное наказание, которое первобытные люди налагают на того, кто лишил жизни члена своего клана. Если же убийца — чужой клану, кровавая месть применяется со всей стро­гостью: кровь за кровь, смерть за смерть.

Но и изгнание — ужасное наказание. Тот, кого оно пости­гает, обречен на постоянные скитания; не имея пристанища, становится «бродячим волком», как говорили древние сак­сы; он беззащитен перед кланами, окружающими клан, из которого он исключен. Каин трепещет и плачет, когда узна­ет свой жребий: «Наказание мое больше, нежели снести можно, — вскричал он горько, — я буду изгнанником и ски­тальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (гл. IV, 13 и 14).


Пьетро Новелли. Каин и Авель. Национальная галерея античного искусства. Рим.




No comments:

Post a Comment

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...